Полезное

Зарядка аккумуляторной батареи блоком питания компьютера или ноутбука

Недавно, забыл вытащить ключи из автомобиля и к утру автомобильный аккумулятор разрядился, стартер еле прокручивал двигатель. Собрал конструкцию из подручных средств: блок питания от компьютера, провода и недорогая лампа на фары (ближний/дальний свет). За сутки зарядил батарею практически полностью.


Вытащил аккумулятор с автомобиля напряжение было 12В. Значит сильно разряжена. Аккумулятор был неразборный. Нашел блок питания, можно брать любой ATX или AT, любой мощности. У меня был старый, но рабочий блок питания JNC 530EXP, с параметрами напряжения на выходе: +12В/16A и +5В/16A. Напряжение 12 В маловато для заряда аккмулятора, надо 14В.

1 СПОСОБ. С помощью недорогой лампы "Автосвет A12V 75/70W" (у меня такая, лучше использовать 2 лампы с 4 нитями накаливания) - от фар, нагружаем блок питания компьютера. На лампе нити ближнего и дальнего света паралельно соединяем - сопротивление уменьшается, увеличивается мощность лампы. И нагружаем 5-вольтовую шину блока питания этой лампой. Напряжение проседает на ней, и наоборот 12-вольтовая шина возрастает, до примерно 13 В.

Собираем зарядное устройство, подключаем проводами аккумулятор, соблюдая полярность + и -.
Желтый провод +12В, красный +5В, черный -масса (земля).
Внимательно все проверяем. Для запуска блока питания замыкаем зеленый и черный провод на колодке БП. Блок питания завелся - пошла зарядка батареи... Напряжение 12,7В с током заряда 1,5-2А - самый раз не перекипит. И самое главное не взорвется! Если у вас аккумулятор разборный, то обязательно выкрутите крышки на батареи, для выхода газов! Если не разборный аккумулятор, как у меня, то ничего необычного - он также заряжается небольшим током зарядного устройства, ведь в повседневности при езде на автомобиле, генератор аналогично заряжает его с током заряда в пределах 3-7А.

Зарядил в течении 7 часов. Завел машину без проблем, съездил по делам. Как приехал еще раз зарядил батарею с вечера до утра ~14 часов. Напряжение после зарядки стало 12,5В - заряжена где-то на 80-85%. На фотографии видно, что я добавил также трансформатор (подключил 1 обмотку) -  дополнительная нагрузка будет на 5В. Да и, при нагружении 5-вольтовой шины лампой, БП будет посвистывать, не обращаем внимание.

Блок питания не переделывался, т.к. БП иногда самому нужен для проверки и ремонта компьютеров.



Таблица степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи
Степень заряженностиБатарея 12ВБатарея 24 ВПлотность электролита
10012.7025.401.265
9512.6425.251.257
9012.5825.161.249
8512.5225.041.241
8012.4624.921.233
7512.4024.801.225
7012.3624.721.218
6512.3224.641.211
6012.2824.561.204
5512.2424.481.197
5012.2024.401.190
4012.1224.241.176
3012.0424.081.162
2011.9823.961.148
1011.9423.881.134

2 СПОСОБ. В последнее время я заряжаю АКБ используя блок питания ноутбука на 65Вт (у меня такой), у которого напряжение на выходе 19В (штекер представляет собой вытянутый цилиндр, внутри которого +, с наружи -). Используя указанную выше автомобильную лампочку 12В, соединяю ее последовательно (достаточно использовать 1 нить накаливания ближнего или дальнего света, на ваш выбор) между штекером БП ноутбука и АКБ например по минусовой шине, а обычным проводом напрямую к + АКБ. Характеристики заряда отличные, гораздо лучше чем по 1 способу, т.е. напряжение за счет сопротивления лампы проседает на 13,3 В с током заряда 2,4А (такой ток оптимален для необслуживаемых, неразборных аккумуляторов), и не забываю периодически контролировать заряд, примерно 6-8 часов заряжаю, но время зависит от степени износа/разряда батареи АКБ. В процессе зарядки лампа должна тускло гореть, потребляя то напряжение которое оно отбирает. ВНИМАНИЕ: в процессе заряда напряжение будет увеличиваться, не превышайте напряжение 15В. Мультиметром всегда проверяйте напряжение, если достигло 15В следует прекратить заряжать. При такой схеме зарядного устройства с использованием БП ноутбука конечно полностью никогда не зарядится аккумулятор. Я окончательно дозаряжаю АКБ с помощью зарядного устройства от дрели-шуруповерта DWT, которое имеет напряение на выходе 13В с током заряда 0,4А, см. рис. ниже. При таком увы маленьком токе заряда, я заряжаю не менее суток, лучше конечно больше.

В большинстве АКБ имеется прозрачный глазок. Не забываем смотреть глазок аккумуляторной батареи, по которой можно определить степень заряженности АКБ, должен быть зеленого цвета с красной точкой по середине.

На рис. ниже, лампа последовательно соединяется по красной плюсовой шине питания, но можно и по синей минусовой шине, как описал выше. Ведь суть дела не меняется, т.к. лампа - это нить накаливания (не имеющая ни +, ни -), т.е. сопротивление, и ей без разницы как подключать её: по плюсовой или по минусовой шине.



Аккумулятор желательно заряжать в доме при комнатной температуре (на морозе, при отрицательной температуре нельзя заряжать АКБ).

Полезная ссылка: Основные характеристики аккумуляторов



Поделиться с друзьями:

5 комментариев

Оставить комментарий


 Какая первая буква в слове warf ?