Зарядка аккумуляторной батареи блоком питания компьютера или ноутбука

08 март 2015   Статьи 5 комментариев

Недавно, забыл вытащить ключи из автомобиля и к утру автомобильный аккумулятор разрядился, стартер еле прокручивал двигатель. Собрал конструкцию из подручных средств: блок питания от компьютера, провода и недорогая лампа на фары (ближний/дальний свет). За сутки зарядил батарею практически полностью.


Вытащил аккумулятор с автомобиля напряжение было 12В. Значит сильно разряжена. Аккумулятор был неразборный. Нашел блок питания, можно брать любой ATX или AT, любой мощности. У меня был старый, но рабочий блок питания JNC 530EXP, с параметрами напряжения на выходе: +12В/16A и +5В/16A. Напряжение 12 В маловато для заряда аккмулятора, надо 14В.

1 СПОСОБ. С помощью недорогой лампы "Автосвет A12V 75/70W" (у меня такая, лучше использовать 2 лампы с 4 нитями накаливания) - от фар, нагружаем блок питания компьютера. На лампе нити ближнего и дальнего света паралельно соединяем - сопротивление уменьшается, увеличивается мощность лампы. И нагружаем 5-вольтовую шину блока питания этой лампой. Напряжение проседает на ней, и наоборот 12-вольтовая шина возрастает, до примерно 13 В.

Собираем зарядное устройство, подключаем проводами аккумулятор, соблюдая полярность + и -.
Желтый провод +12В, красный +5В, черный -масса (земля).
Внимательно все проверяем. Для запуска блока питания замыкаем зеленый и черный провод на колодке БП. Блок питания завелся - пошла зарядка батареи... Напряжение 12,7В с током заряда 1,5-2А - самый раз не перекипит. И самое главное не взорвется! Если у вас аккумулятор разборный, то обязательно выкрутите крышки на батареи, для выхода газов! Если не разборный аккумулятор, как у меня, то ничего необычного - он также заряжается небольшим током зарядного устройства, ведь в повседневности при езде на автомобиле, генератор аналогично заряжает его с током заряда в пределах 3-7А.

Зарядил в течении 7 часов. Завел машину без проблем, съездил по делам. Как приехал еще раз зарядил батарею с вечера до утра ~14 часов. Напряжение после зарядки стало 12,5В - заряжена где-то на 80-85%. На фотографии видно, что я добавил также трансформатор (подключил 1 обмотку) -  дополнительная нагрузка будет на 5В. Да и, при нагружении 5-вольтовой шины лампой, БП будет посвистывать, не обращаем внимание.

Блок питания не переделывался, т.к. БП иногда самому нужен для проверки и ремонта компьютеров.



Таблица степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи
Степень заряженностиБатарея 12ВБатарея 24 ВПлотность электролита
10012.7025.401.265
9512.6425.251.257
9012.5825.161.249
8512.5225.041.241
8012.4624.921.233
7512.4024.801.225
7012.3624.721.218
6512.3224.641.211
6012.2824.561.204
5512.2424.481.197
5012.2024.401.190
4012.1224.241.176
3012.0424.081.162
2011.9823.961.148
1011.9423.881.134

2 СПОСОБ. В последнее время я заряжаю АКБ используя блок питания ноутбука на 65Вт (у меня такой), у которого напряжение на выходе 19В (штекер представляет собой вытянутый цилиндр, внутри которого +, с наружи -). Используя указанную выше автомобильную лампочку 12В, соединяю ее последовательно (достаточно использовать 1 нить накаливания ближнего или дальнего света, на ваш выбор) между штекером БП ноутбука и АКБ например по минусовой шине, а обычным проводом напрямую к + АКБ. Характеристики заряда отличные, гораздо лучше чем по 1 способу, т.е. напряжение за счет сопротивления лампы проседает на 13,3 В с током заряда 2,4А (такой ток оптимален для необслуживаемых, неразборных аккумуляторов), и не забываю периодически контролировать заряд, примерно 6-8 часов заряжаю, но время зависит от степени износа/разряда батареи АКБ. В процессе зарядки лампа должна тускло гореть, потребляя то напряжение которое оно отбирает. ВНИМАНИЕ: в процессе заряда напряжение будет увеличиваться, не превышайте напряжение 15В. Мультиметром всегда проверяйте напряжение, если достигло 15В следует прекратить заряжать. При такой схеме зарядного устройства с использованием БП ноутбука конечно полностью никогда не зарядится аккумулятор. Я окончательно дозаряжаю АКБ с помощью зарядного устройства от дрели-шуруповерта DWT, которое имеет напряение на выходе 13В с током заряда 0,4А, см. рис. ниже. При таком увы маленьком токе заряда, я заряжаю не менее суток, лучше конечно больше.

В большинстве АКБ имеется прозрачный глазок. Не забываем смотреть глазок аккумуляторной батареи, по которой можно определить степень заряженности АКБ, должен быть зеленого цвета с красной точкой по середине.

На рис. ниже, лампа последовательно соединяется по красной плюсовой шине питания, но можно и по синей минусовой шине, как описал выше. Ведь суть дела не меняется, т.к. лампа - это нить накаливания (не имеющая ни +, ни -), т.е. сопротивление, и ей без разницы как подключать её: по плюсовой или по минусовой шине.



Аккумулятор желательно заряжать в доме при комнатной температуре (на морозе, при отрицательной температуре нельзя заряжать АКБ).

Полезная ссылка: Основные характеристики аккумуляторов


5 комментариев

электрик    #1 
Можно намного проще:
берём диодный мост (можно даже один диод) на напряжение 350-400В или больше, лампочку от 25 Вт 220В, соединяем лампу через мост (диод) и аккумулятор и в розетку. Мощность лампы определяет ток заряда, чем она мощнее тем больше ток, лампочку 25Вт я подключал к аккумулятору при замнем хранении автомобиля в холодном гараже - подзаряд малым током батарее не повредит, а если вдруг ехать надо движок заведётся без проблем.

Ответить ›  

Виктор    #2 
Подключил к блоку к 5 вольтовой шине лампу от автомобиля (чтобы замерить напряжение мультиметром на 12 вольтовой шине) 12V и кажется 65W. Блок не работает.
Отключаю лампу - работает(зеленый и чёрный провода соединил, для запуска блока).
Лампа не горит. Почему?

Ответить ›  

admin    #3 
Виктор, вы соберите полностью зарядную конструкцию (без лампы на шине 5В) и подключите к аккумулятору. Замерьте мультиметром поступающее напряжение на аккумуляторе, будет примерно 12-12,2В.Теперь выключите и присоедините лампу к 5В. Проверьте все. Включите, ну и также замерьте напряжение, должно быть 12,7-13В. Оставляйте на 6 часов... По мере заряда аккумулятора ток его постепенно поднимется с 0,5А до 1,5А. Это мягкая медленная зарядка весьма полезна для аккумулятора, чем мощная и быстрая с большим током. Контролируйте заряд иногда (напряжение и ток). Заряжаем сутки примерно, пока чистое напряжение на аккумуляторе не станет 12,7В (без зарядки). Всё. Перед зимой скоро также обязательно заряжу свой аккумулятор.<br />

Ответить ›  

admin    #4 
Сегодня отлично зарядил аккумулятор. Заряжал сутки, аккумулятор не снимал из под капота, снял только автомобильные клеммы. Далее, взял 2 лампы (ближнего и дальнего света), соединил проводами аккуратно все 4 нити накаливания паралельно. Подсоединил их к 5 вольтовой шине БП. А к 12 вольтовой шине БП (для питания процессора) подсоединил провода на аккумулятор. Включил зарядку. Напряжение тока постепенно в течении суток росло с 0,5А до 2,5А... Съездил за город на рыбалку... Приехал, проверил напряжение, которое составляло нормальные 12,73 V.

Ответить ›  

Admin    #5 
Теперь я заряжаюсь только с помощью БП от ноутбука, очень удобно.

Ответить ›  

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru